Зенов Илья
Руководитель Центра коммуникативных стратегий
Изменения тарифов на коммунальные услуги и ресурсы – одна из самых важных для социального самочувствия населения тем. Конечно, сложно избавиться от мысли, что люди никогда и ни при каких условиях не будут соглашаться на повышение цен. Однако, как показывает практика, было бы преступно недальновидно отказывать гражданам в здравом смысле и умении стратегически мыслить. Референдум как форма диалога с населением создает возможности для того, чтобы договориться без социальных потрясений и является хорошим сигналом бизнес-структурам на ограничение аппетитов и повышение эффективности собственной работы не за счет людей.
Август Алена
Политконсультант
Вопросы тарифов – всегда в проблемной повестке. Жителям хотелось бы получать ресурсы дешевле, но при этом сами сети и системы требуют обновления и модернизации. А значит — дополнительных финансовых вливаний, в чем жителям так или иначе придется участвовать как соинвесторам. Другое дело, что чаще всего жители не понимают ни сути модернизации, ни подходов к определению тарифной политики. Референдум призван вывести эти вопросы из тени и напрямую разъяснить гражданам суть вопроса, делая их действительно вовлеченными в общий проект. Надо отдать должное Анатолию Артамонову — далеко не везде власти готовы открыто говорить с населением о столь сложных вопросах.
Потуремский Виктор
Директор по политическому анализу Института социального маркетинга «ИНСОМАР»
Как показал опыт решения ситуации со строительством храма в Екатеринбурге, использование прямых методов учета мнения жителей оказалось самым эффективным. Жаль, что референдумы и опросы не часто используются для решения вопроса включения жителей в принятие решений. Тем важнее и ценнее опыт референдума, тем более по такой повестке.
Кирьян Петр
Руководитель лаборатории социальных исследований
Это пример сочетания элементов инициативного бюджетирования (с той разницей, что рассматривается вариант делать-не делать, а конкурса проектов нет) и инвестиционной программы институтов ЖКХ. Для граждан это пример того, что власть разговаривает с ними, приглашает участвовать в выработке решений, которые касаются каждого жителя. Кроме того, власти, идя путем такого референдума, демонстрируют готовность принимать только те решения, которые им одобрили граждане. Инициатива тиражируема при условии, что отношения региональных и местных властей с поставщиками услуг ЖКХ носят прозрачный характер. Затраты при реализации инициативы не выходят за пределы лимитов на общественные проекты.
Хороший пример того, как власть стремится к открытому диалогу с обществом. Сейчас, в 2019 году, людей больше всего возмущает, когда их мнение не принимается в расчет и власть все решает за них, как будто она всегда лучше знает. На практике даже самые непростые решения можно воплотить в жизнь безболезненно и без роста социальной напряженности, если поговорить с людьми и все им объяснить. Кроме того, практика местных референдумов полезна для развития гражданской сознательности в целом.